Среда
08.05.2024
04:34
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Ваше мнение о нашем сайте?
Всего ответов: 151
Статистика
Погода
Яндекс.Погода
МОУ СОШ №2

Эффективность воспитательной работы

 

Сегодня в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. А.С.Макаренко говорил: “Воспитывать – значит учить жить”. А успех воспитания невозможен без знания реальных закономерностей, присущих человеческой природе, без опоры на глубинные знания бытия, становления и развития личности.

Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемыми, самое важное, эффективным.

Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентносном подходе.

Исходя из этого, главной целью воспитательной работы школы является: способствовать воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.

            Для осуществления этой цели перед педагогами школы стояли следующие задачи воспитательной работы:

  • Развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся.
  • Способствовать развитию ученического самоуправления. Формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РФ.
  • Максимально вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к реализации программы развития.
  • Продолжить работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимально привлекать детей группы “риска” к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций
  • Активизировать работу по изучению уровня воспитанности учащихся
  • Совершенствовать систему методической работы с классными руководителями
  • Повысить у учащихся интерес к внеклассной работе

Исходя из целей и задач воспитательной работы были определены приоритетными направления воспитательной деятельности школы: «Ты гражданином быть обязан» (гражданско-патриотическое воспитание),  «Здоровое поколение – наше будущее» (спортивно-оздоровительное воспитание),  «Успешная семья» (работа с родителями) , «Лидер  в социальной и предпринимательской  деятельности» (коммуникативное; трудовое воспитание).

Подводя итоги воспитательной работы за 2008/2009 учебный год, следует отметить, что педагогический коллектив школы стремился успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ним задачи.

 

1. В формировании и развитии личности учащихся школа ведущую роль отводит гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения. В течение года педагогическим коллективом была проделана большая работа по этому направлению: воспитывалось уважение к символам и атрибутам Российского государства (были участниками тематических бесед и викторин по данной тематике, таких как : классные часы  о государственной символике России, РТ  (флаг, герб, гимн) – «Символы России», «Символы Республики Татарстан», «Три гимна 20 века», и т.д. ), прививалась любовь к Малой Родине, к родной школе через традиционные школьные дела.

Учебный год начался с традиционного праздника знаний “Здравствуй, школа!”, в котором приняли участие учащиеся 1 и 11 классов. Для учащихся 2-11  классов в этот день были  проведены  уроки  Мира.

Традиционно прошли: декада памяти “Рубежи славы”, в рамках которой были проведены тематические уроки, различные конкурсы, встречи с ветеранами ВОВ, просмотр кинофильмов о войне . В период с 28 января по 28 февраля проводился традиционный месячник, посвященный Дню защитника Отечества. Уроки мужества “Военная история России” с участием военнообязанных граждан нашего города показали интерес учащихся к профессии военного, к истории Вооруженных сил России. Высокий патриотический подъем среди учащихся вызвал традиционная акция “Надежда”. Во время акции дети поздравляли подшефных ветеранов с праздником, развешивали, собственноручно приготовленные, поздравительные открытки на дверях подъездов. В канун дня вывода войск из Афганистана учащиеся участвовали в митинге. Завершился месячник спортивными соревнованиями “А ну-ка, мальчики!”. Учащиеся нашей школы приняли участие в других мероприятиях гражданско-патриотического направления: в районной военно-спортивной эстафете «Зарница», в ежегодных  военно-полевых сборах.

Становлению общечеловеческих ценностей в сознании учащихся способствовали мероприятия, посвященные Дню великой Победы. В эти дни традиционно состоялись многочисленные встречи с ветеранами ВОВ. Учащиеся с интересом слушали их воспоминания о суровых днях ВОВ, задавали различные вопросы. После бесед, которые прошли в теплой обстановке, были просмотрены документальные и художественные  фильмы  “Батальоны просят огня”, « А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики». Фильмы  инициировали  детей на выражения своих положительных эмоций и благодарности ветеранам за мирное небо над головой.

Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию в наших детях высоких нравственных качеств: патриотизм, гражданственность, доброту, отзывчивость, благодарность, ответственность, чувство долга перед старшим поколением.

В становлении личности учащихся школа большую роль отводит нравственно-эстетическому воспитанию, которое способствует духовному формированию личности, развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов. В течение всего учебного года были сохранены главные традиции школы, которые наполнили воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью. К ним относится: «Посвящение в первоклассники»,  КТД “От всей души!”, концерт, посвященный Дню пожилого человека, праздник Осени, КТД “Пусть всегда будет мама!”, праздник “Здравствуй Новый год!”, День влюбленных, КТД “Все цветы в один букет мы сложим”, Навруз, Праздник Последнего звонка, Праздник “Прощая, начальная школа!”, Выпускной вечер. С целью закрепления основ правил дорожного движения для учащихся проводились минутки безопасности, различные конкурсы по БДД, рейды по выявлению нарушителей.

Ориентируясь на высокие достижения, коллектив школы принимал участие и в городских мероприятиях : конкурс-соревнование «Безопасное колесо»- 2 место.

            Педагогический коллектив школы стремиться создать благоприятные условия для всестороннего развития личности каждого ученика, отводя определенную воспитательную роль учебно-познавательной деятельности. На уроках, в учебной деятельности, учителя-предметники формируют научное мировоззрение учащихся. Это находит продолжение и во внеклассной работе, во внеурочных занятиях. Традиционными стали в школе предметные недели, декады. В рамках, которых учителя используют различные формы внеурочной деятельности: предметные олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, устные журналы, выпуск газет и т.д.

Большое воспитательное значение имеет экскурсия. За прошедший год учащиеся побывали в городе Казани  (5 а (Шарифуллина Р.З.), 6а (Миннигалимова А.М.), 6в (Калеева З.Р.) ,  в городе Елабуга  (8а (Жилина Р.Д.) , 8 б (Гайфутдинова Р.М.)), в городе Булгар ( 7 б (Шайхиева И.Н.), 7 а (Власова Г.А.), 6 б (Коберник М.Ю.)),  на родине сказочника Аксакова в селе Аксаково  (8а (Жилина Р.Д., 8 б (Гайфутдинова Р.М.)), в театрах (1- 11  классы), цирках (1-4 классы), в музее г.Октябрьский (5 б (Галеева Ф.Р.)), в городском краеведческом музее (2-10 классы).

Немалое внимание школа уделяет и трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. На территории школы расположен огромный цветник, посаженный руками самих детей, который каждый год занимает призовые места среди цветников города. Школьники самостоятельно собирают семена, проводят их коллибровку, сушат, а потом высаживают на рассаду. Организуя разнообразную, насыщенную трудом деятельность (уборка учебных кабинетов, утепление окон, ремонтирование школьной мебели совместно с педагогом, уборка пришкольной территории и территории микрорайона и т.п.) педагогический коллектив осознает пользу такого воспитания для будущего подрастающего поколения.

Не в стороне остается и работа спортивно-оздоровительного направления воспитательной деятельности. Привлекая учащихся к занятиям в спортивных секциях, используя нестандартные формы спортивных внеурочных праздников и мероприятий учителя физкультуры Галеев А.Н., Нестерова В.В., Ю.Л.Козлов  способствуют повышению интереса к спортивной внеклассной работе. В городских соревнованиях, их было немало.

Огромное внимание в школе уделяется беседам о здоровом образе жизни. В прошедшем учебном году были организованы встречи с врачом-гинекологом Ахмедъяновой , врачом-офтальмологом, врачом- педиатром Г.А.Хасаншиной, врачом- наркологом Копыленковой Е.Ю.; проведены тренинги с участием психологов из центра «Юнона». Также для старшеклассников было проведено анонимное анкетирование о здоровом образе жизни, которое показало, что учащиеся, не задумываясь о вреде для своего организма, активно употребляют спиртные напитки и курят (39% учеников). Ввиду такого показателя, в следующем учебном году, педагогическому коллективу следует изменить формы воспитательного воздействия, о здоровом образе жизни, на подрастающее поколение. Результаты анкетирования были использованы для выступления на районной  научно-практической конференции .

Основной из задач, которая стоит перед педагогическим коллективом, в следующем году:

- совершенствовать работу по приоритетным направлениям воспитательной деятельности

- развить школьные традиции.

2. Участие в общешкольных мероприятиях развивает ответственность, инициативу в наших детях, содействует воспитанию общественной активности, выявляет лидерские качества личности и их коммуникативные способности.

Учащихся школы отличает активная жизненная позиция. Созданные в школе организации (начальная школа “Наследники”, среднее и старшее звено “Школьная Дума”) наилучшим образом создают условия для удовлетворения потребностей человека в реализации “пяти” само – самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания и самообучения.

Анализируя работу этих организаций можно сказать следующее:

Вся воспитательная работа в начальном звене проводилась в рамках детского объединения малышей “Наследники”.

В среднем и старшем звене работа по данному направлению проводилась в рамках сложившейся системы «Школьной Думы», в соответствии с программой детского объединения . Анализирую эти работу можно сказать следующее:

В начале учебного года проведены выборы президента школьной Думы  (ею  стала  Зиннатуллина Эльнара  10 “б” класс) и представителей в кабинет министров.

После выборов  президента был разработан план работы органов самоуправления.

При поддержке кураторов департаментов, министры различных ведомств совершенствовали работу сложившейся системы. Как и в прошлом году приходится констатировать тот факт, что учащиеся не ответственно относятся к заседаниям департаментов, не добросовестно выполняют полученные поручения. Вся активная работа велась только благодаря заинтересованной работе самого кабинета министров.

За прошедший учебный год был оформлен тематический стенд  “Школа- правовое государство”;  были проведены заседания департаментов: “умники и умницы”, “досуг”, “поиск”, “дисциплина и порядок”, “пресс-центр”, “здоровье”. Представители кабинета министров активно посещали городские сборы школы актива, а некоторые даже присутствовали на трехдневной учебе в лагере актива.

Работа в органах ученического самоуправления способствует становлению личности учащихся, формирует активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РФ.

 

3. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в школе велась большая работа с родителями или лицами их заменяющими. Систематически проводились классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты). Тематика родительских собраний зачастую выбиралась самими родителями. В течение учебного года было проведено и общешкольные родительские собрания, на которых обсуждались вопросы: антитеррористической защищенности, введением делового стиля в одежде, участие в итоговой аттестации по форме ЕГЭ, организация летнего труда и отдыха и т.д. Активная работа велась и на заседаниях родительского комитета школы. Одной из составляющей части взаимодействия педагога и родителей является корректирование семейного воспитания. С этой целью проводились рейды по неблагополучным семьям с участием  гражданского школьного инспектора, педагога- психолога, педагога-организатора  (1 раз в четверть), индивидуальные и групповые беседы с родителями. Школой были предложены тематические консультации с директором, с учителями, с психологом, с педагогами дополнительного образования.

В следующем учебном году, считаю необходимым:

- продолжить работу с родителями информационно-просветительской, творческой, организационно-направленной деятельностью

- разнообразить формы вышеперечисленной деятельности.

 

4. Большую помощь в решении вопросов воспитательной работы оказывает социально-профилактическая и психолого-педагогическая служба. Направления деятельности работы психолога, Муратхузиной Г.С., были весьма разнообразны. К ним относится и организационная, научно-методическая работа, и работа с педагогическим коллективом, и психологическая работа с детьми, находящими под опекой, и диагностико-коррекционная работа с социально-дезадаптированными учащимися, и изучение познавательных процессов школьной мотивации, и психологическая готовность к школе, и психологическая помощь при подготовке к ЕГЭ и т.д.

 

В течение 2008/2009 учебного года в школе активно велась работа и по профилактике наркомании и по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Проводились Советы профилактики, малые педсоветы, тематические беседы, просмотры кинофильмов на актуальные темы. Особым вниманием в работе социального педагога пользуются проблемные учащиеся и дети из неблагополучных семей.

Благодаря тесному взаимодействию школьного коллектива и ИДН при ОВД в школе нет учащихся состоящих на учете в КДН и ИДН при ОВД.

В 2008–2009 учебном году проведен определенный  объем работ по профилактике экстремизма и терроризма.

На родительских собраниях поднимались следующие проблемы: «Потребности и желания подростков. Ограничение и дисциплина желаний. Воспитание умения управлять желаниями.»

Психолог-педагог Муратхузина Г.С.  с учащимися проводила занятия на тему: «Ты и твои друзья. (Развитие толерантного сознания)».

На классных часах обсуждались следующие темы: «Права человека», «Права человека в Конституции РФ и законодательстве РФ», «Правопорядок. Правоотношения», «Юридический конфликт. Правонарушения. Юридическая ответственность», «Субъекты и объекты гражданского права», «Права, обязанности и ответственность членов семьи», а на уроках ОБЖ: «Терроризм угроза обществу», «Действия при обнаружении опасности», «Правила поведения при угрозе и во время тер акта».

Постоянно велась работа по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма, опираясь на следующую нормативную базу: Концепцию государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации (утверждена постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июня 1993г. постановлением № 5494-1), Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», приказ Министерства образования Российской Федерации от 28 февраля 2000г. №619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», Федеральный закон от 10 июня 2001 г. №87–ФЗ  «Об ограничении курения табака».

5. В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств личности. Нынче в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. С этой цель школа, уже не первый год, изучает уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависит не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желание изменить ситуацию к лучшему. Поэтому в классах, где учитель уделяет данному вопросу большое внимание, уровень воспитанности учащихся стабильно остается высоким (например, 2 б, 5 а, 8 б, 11 б)

Класс

Количество учащихся

Классный руководитель

Уровень воспитанности

23

Берникова Любовь Владимировна

2,01

5 а

26

Заирова Татьяна Борисовна

2,03

6 а

13

Шарифуллина Радифа Зуфаровна

1,96

7 а

16

Миннигалимова Алсу Миннияровна

1,98

7 б

18

Коберник Марина Юрьевна

1,83

8 б

24

Шайхиева Ильмира Нурзагитовна

2,01

9 а

25

Жилина Роза Даниловна

1,96

9 б

28

Гайфутдинова Римма Мефодьевна

1,86

11 а

23

Никонорова Рушана Рафаковна

1,73

11 б

22

Хайруллина  Резеда  Кашфельмагановна

2,44

При анализе результата можно определить низкий уровень оценок по следующим критериям:

любознательность;

долг и ответственность

честность и справедливость

милосердие

Исходя из этого следует, что при планировании работы с классом необходимо включать вопросы, связанные с данными критериями.

 

В заключении хотелось бы отметить, что, по мнению большинства классных руководителей, родителей, наши выпускники смогут найти себя в жизни, потому что у нас в школе, помимо прочных знаний, ученики получают навыки активной жизни во внеурочное время, а также, потому что ученики нашего учебного заведения:

  • Обладают достаточно широкими и глубокими знаниями и, главное, приучены думать и работать, а это, безусловно, должно помочь им освоить любую сферу деятельности;
  • Хорошо обучены, обладают широким кругозором, начитаны, общительны, приучены к театрам, библиотекам, туристическим походам, им привиты навыки поведения;
  • Конкурентоспособны, оптимистичны, умеют общаться, психологически гибки, очень дружны друг с другом;
  • Большинство наших учеников чувствуют заинтересованность, участие, любовь к ним и воспринимают это как норму.